+7 (495) 781-92-86
Обратный звонок
Получить консультацию
Эластичность спроса по цене

Одной из важных задач, стоящих перед маркетологом, является определение оптимальной цены товара. Существует много подходов к ценообразованию, одним из которых является определение оптимальной цены на базе кривой эластичности по цене.

  • Описание задачи
  • Подробнее о задаче
  • Отзывы
Описание задачи

    Эластичность спроса по цене показывает, как изменится спрос на товар при изменении его цены. Как правило, при увеличении цены спрос на товар снижается, за исключением случаев с престижными товарами, цена которых должна превышать определенный уровень, чтобы товар был интересен покупателям.

    Эластичность спроса по цене может существенно отличаться для разных товаров и разных рыночных ситуаций. Когда с изменением цены спрос на товар меняется значительно, говорят о товарах с эластичным спросом. К таким продуктам относятся:

    • Продукты питания, стоимость которых заметна для потребителя (мясо, молочные продукты и пр.);
    • Электроника, бытовая техника, мебель;
    • Билеты на самолет/поезд.

    Если при изменении цены спрос почти не меняется, говорят о товарах с неэластичным спросом. К ним относятся:

    • предметы первой необходимости (незаменимые лекарства, электричество);
    • товары, цена которых незначительна или незаменимые товары (хлеб, соль, спички, бензин).

    Насколько эластичен спрос на Ваш товар, демонстрирует кривая эластичности. Она может быть построена на основе данных, полученных в ходе опроса потребителей, которых спрашивают, сколько (или какую максимальную сумму) они готовы заплатить за устраивающий их товар. На кривой эластичности каждому значению цены ставится в соответствие доля потребителей, готовых покупать товар по этой цене.

    Построив кривую эластичности по цене, можно рассчитать цену, соответствующую максимальной выручке (при которой произведение цены и количества потребителей, готовых купить товар по этой цене, будет максимальным).

Подробнее о задаче

Кривая эластичности по цене представляет собой график, отображающий количество желающих купить товар в зависимости от его цены. Получить такую зависимость можно на основе данных опроса потребителей, когда их спрашивают о максимальной цене товара, при которой они готовы его купить. Как правило, с увеличением цены уменьшается количество желающих совершить покупку.

На рисунке показана кривая эластичности по цене для керамической плитки российского производства. На кривой найдена точка, соответствующая цене, при которой объем выручки максимален. Это 442 рубля за квадратный метр. Купить российскую плитку по такой цене готовы 83% опрошенных потребителей.

Следует отметить, что полученная кривая эластичности не всегда бывает гладкой, и в таких случаях адекватно описать ее одной линией тренда не представляется возможным, а значит, поиск оптимальной цены будет несколько более сложным. Кроме того, следует обращать внимание на изломы кривой, соответствующие критическим значениям цены, при превышении которых происходит резкое снижение спроса.

В качестве частного случая можно рассмотреть график переключения на продукт более высокой ценовой категории.

У описанного подхода есть некоторые ограничения.

Данные, полученные методом опроса потребителей, могут расходиться с реальностью, поскольку реальное поведение потребителей и их высказывания не всегда совпадают. Зачастую респонденты склонны занижать объемы предполагаемых покупок при высоких значениях цены. Кроме того, покупатель не всегда хорошо осведомлен о ситуации на рынке и в реальной ситуации покупки может, например, найти замену более дорогому товару, о наличии которой не подозревал.

Полученная на основе кривой эластичности «оптимальная цена» может быть экономически невыгодна производителю товара, например, из-за его высокой себестоимости или отсутствия необходимых производственных мощностей. В таком случае на основе данных об эластичности спроса можно найти другие решения, удовлетворяющие актуальным условиям.

Отзывы
Начальник отдела маркетинга Издательского Дома «РДВ-Медиа» Сус С.В.
Издательский дом «РДВ-Медиа»

Издательский Дом «РДВ-Медиа» активно сотрудничает с агентством СканМаркет.

В связи с широким перечнем периодических изданий, выпускаемых нашим издательством, особый интерес вызывает мониторинг московской розничной сети.

Не смотря на то, что подобные работы регулярно проводились своими силами и часть информации можно получить от компаний-распространителей, исследование СканМаркет оказалось необходимым и полезным. Привлекательность результатов данного исследования в большом охвате розничных точек, ежедневности сбора информации в течение недели и адекватной стоимости работы.

Для проведения проекта агентством СканМаркет была специально разработана методика сбора и обработки информации, в основу которой легли наши пожелания, высказанные до начала проекта.

Отчет с результатами исследования имеет понятную структуру, удобен в работе и станет реальным инструментом для работы наших сотрудников.

Выражаем благодарность агентству СканМаркет за качественно выполненную работу и рассчитываем на регулярное проведение данного исследования.

Маркетолог компании «СпортМастер» ЛаговскаяМ.Е.
Спортивные супермаркеты «СпортМастер»

Агентство СканМаркет. провело маркетинговое исследование для нашей компании летом 2002 года. При выборе исполнителя важнейшими условиями для нас являлись качество, сроки и стоимость исследования.

По окончании проекта можно с уверенностью сказать, что агентство выполнило все, о чем было заявлено как по содержательной части исследования, так и относительно сроков работы.

Мы получили необходимую нам информацию, при этом некоторые данные оказались неожиданными для нашего отдела маркетинга. Такая ситуация связана с полным отсутствием информации по данному вопросу в открытых источниках.

Мне, как специалисту в области маркетинга, понравился отчет агентства СканМаркет по результатам исследования- отчет построен таким образом, к которому мы привыкли: логическая структура, четкий анализ, отсутствие «воды», удобство расположения материала и его графическая наглядность.

При возникновении необходимости в количественных полевых исследованиях рассчитываем на дальнейшее сотрудничество с компанией СканМаркет.

В заключении, хотелось бы особенно отметить высокую клиентоориентированность компании СканМаркет, оперативность во взаимодействии с нашей компанией и ответственность.

Давайте начнем общение

Свяжитесь с нами и получите бесплатную консультацию специалиста по маркетинговым исследованиям.

Все поля обязательны к заполнению!