+7 (495) 781-92-86
Обратный звонок
Как защищать дипломную работу: вниманию студентов старших курсов специальности маркетинг

Полезные статьи

Один из членов Государственной комиссии является представителем компании-работодателя, человеком «со стороны». После нескольких лет участия в составе Госкомиссии предлагаю познакомиться с моими критериями оценки дипломных проектов и выпускных квалификационных работ (ВКР). Мнение работодателя о ВКР незначительно отличается от мнения преподавателей и споров относительно итоговой оценки, как правило, не возникает.

Возможно, оценки работодателя более жесткие, чем у преподавателей, т.к. дипломники воспринимаются как молодые работники, а не дети, которых надо учить и воспитывать. С другой стороны, на оценку «стороннего» члена комиссии не влияют такие факторы как посещаемость, успеваемость в процессе обучения.

В большинстве случаев студенты Института маркетинга Государственного университета управления (Москва) достойно подводят итоги своего обучения. Тем не менее, даже у хороших студентов бывают недочеты. В первую очередь, они связаны с невнимательностью или недостаточной подготовкой к защите. Далее при описании недостатков представлены наиболее запомнившиеся примеры за несколько лет наблюдений.

Надеюсь, взгляд со стороны поможет хорошим студентам получить дополнительные гарантии отличной оценки, а плохим (такие есть, и обычно они знают, что они – плохие) «подпрыгнуть» до более высокой оценки.

Критерии оценивания

В таблице представлены критерии оценивания, по каждому из которых выставляется оценка по школьной пятибалльной шкале. Оценки ставятся в реальном времени, по ходу выступления, так как всего на защиту выделяется 20-25 минут.

1. Качество оформления презентации («внешний вид»)

Члены Госкомиссии не читают полный текст ВКР, а оценивают ее презентацию. Перед выступлением дипломник выдает печатный экземпляр презентации каждому в руки и комментирует его, показывая на экране.

Первое впечатление – о внешнем виде документа. По моим представлениям, в 21 веке презентация маркетолога должна быть цветная, аккуратно сброшюрованная, в ней не должно быть грамматических ошибок. Должна быть нумерация слайдов, она выгодна самому дипломнику – если будут вопросы, легче и быстрее можно показать обсуждаемый слайд, ориентируясь на номер слайда.

Иногда убого смотрятся вставки таблиц или рисунков в PowerPoint из других документов. Если вставка не вписывается в стиль оформления – лучше потратить время на ее переделку специально для презентации.

В процессе обучения студентам рассказывают о влиянии на эмоции потребителей, поэтому наличие в презентации фотографий, рисунков (если они по делу), положительно влияет на впечатление от работы.

Примеры, сразу снижающие оценку за внешний вид презентации:

  • Наличие грамматических ошибок. Дайте почитать презентацию маме и папе! - «неграмотные».
  • Несуразные картинки – «не задумываются о том, что делают». Тема проекта – маркетинг женского белья, а вставлены рисунки бревен.
  • Отсутствие цвета, рисунков, фотографий и в принципе какого-либо оформления –«и так сойдет - халявщик».


Пример слайда, в котором дизайн (дерево слева) «конфликтует» с темой проекта

2. Содержание презентации

Не смотря на то, что для понимания текста и цифр мало времени, что-то можно легко оценить. Например, слишком большая общая (описательная) часть и совсем короткая часть - проектного решения, отсутствие расчетов. Сразу бросаются в глаза нечитаемые аналитические материалы - у графиков не подписаны оси, у показателей – единицы измерения. Иногда приводятся неизвестные коэффициенты без объяснения.

По некоторым цифрам, представленным в проекте, интересны даже не сами значения, а откуда и как они получены. Например, доли рынка игроков или рейтинг компаний. Приводя цифры в презентации, необходимо подготовиться к вопросам – откуда эти цифры взяты и насколько они адекватны. Продумайте ответ заранее.

Крайности:

  • Очень большое описание компании («когда родился, женился»), занимает много времени доклада, не демонстрируя достижения дипломника;
  • Много больших таблиц с огромным количеством текста и цифр (впечатление, что все откуда-то скопировано);
  • У проектного решения так много целей, что они часто противоречат друг другу;
  • Проектная часть не содержит мыслей (идей) дипломника. Например, состоит из общих формулировок из учебника, не адаптированных к специфике и теме ВКР;
  • Целесообразность проектного решения доказывается экономической эффективностью, которая ниже процентной ставки банка.

Примеры ошибок в содержании презентации:

  • Приведенная информация не соответствует теме проекта (проект о магазине цветов, а приведена емкость рынка РФ);
  • Приводится сложная диаграмма, дипломник не может объяснить, что она означает;
  • Цифры в разных местах презентации не соответствуют друг другу.


Слайд с диаграммой, которую дипломник не смог объяснить

3. Выступление

Выступление состоит из двух частей – доклад-презентация и ответы на вопросы. Предполагается, что дипломник рассказывает о своей работе, помогая себе с помощью слайдов из презентации. В идеале к каждому слайду произносится основная мысль с указанием главного на слайде. По регламенту, на презентацию дается 10 минут, поэтому надо отрепетировать, чтобы уложиться в регламент. Самое интересное (проектная часть) не должно быть скомкано или сокращено.

Примеры ошибок: чтение содержания слайдов; монотонное зачитывание без выделения ключевых моментов.

4. Вопросы-ответы

Дипломники побаиваются этой части защиты, так как непонятно, какие вопросы могут быть заданы. На самом деле и к этой «непредсказуемой» части защиты можно подготовиться и использовать вопросы-ответы в свою пользу.

Условно вопросы можно разделить на несколько типов. Какой выпадет – лотерея.

Тип 1. Вопросы на знание (маркетинга, темы, собственной работы). Как правило, это вопросы по содержанию презентации/диплома «в рамках обучения». Цель вопроса – оценить уровень знаний и понимания, подготовленной ВКР.

Это вопросы, на которые дипломник должен знать ответ, т.к. именно этому его учили в Университете (как посчитано, что означают термины, указанные в материалах, откуда взяты данные и т.п.). Cюда же относятся вопросы о бизнесе, раскрываемом в проекте, но в рамках темы проекта. Те вопросы, которые выходят за рамки темы, отнесем ко второму типу дополнительных вопросов.

Примеры безобразных ответов на вопросы первого типа.

Откуда у вас эти данные? - Мне друг дал / из интернета.

Как Вы посчитали этот показатель? - Я не знаю/ я не помню / мне помогали

У вас есть расчет этого показателя? - ...(молчит). Может, у вас в презентации нет, а есть в дипломе? Угу… Вот ваш диплом, посмотрите… искала, не нашла….

Увертки (плохо конечно, если до этого дошло, но если так случилось…)

Члены комиссии могут спросить определение какого-нибудь показателя (термина) из презентации. Например, что такое рентабельность (ЧДД, лояльность, емкость рынка). Если дипломник не может даже своими словами ответить на вопрос – он плохо подготовился или плохо учился. Если вы совсем-совсем не знаете ответ, то надо постараться хотя бы сохранить лицо. Есть дипломники, которые упавшим голосом говорят «я не знаю» (это выглядит отвратительно). Кто-то рассказывает об этом термине в рамках дипломной работы (пусть не отвечая напрямую на вопрос, но хоть так), а кто-то бойко отвечает на другой вопрос, не тот, который задан. В комиссии люди взрослые, конечно, они все сразу поймут, но это не попытка кого-то обмануть. Это попытка сохранить лицо и в таком случае есть шанс, что оценят не знание предмета, а хотя бы коммуникационные навыки будущего маркетолога.

Тип 2. Вопросы на понимание (вопросы, выходящие за рамки проекта).

Некоторые проекты бывают неожиданными для членов комиссии, и вопросы могут быть заданы даже из любопытства. Дипломники, готовившие дипломную работу в компании, где они работают, более подготовлены к таким вопросам и имеют преимущество. Однако если вопрос выходит за рамки проекта, и дипломник не может дать ответ по существу, нет ничего страшного, что ответ не получен. Тем не менее, желательно ответить развернуто – «к сожалению, я не располагаю информацией об этом, так как для описания и расчетов проектного решения эта информация не требуется». Или «я не пытался получить эту информацию, так как для проекта она второстепенна, а у меня много усилий ушло на то чтобы …(описание выигрышной практической части дипломной работы).

Тип 3. «Личные» вопросы.

В ряде дипломных проектов комиссии интересно узнать, как дипломник связан с темой диплома, как удалось получить внутреннюю информацию о фирме и пр. Это не экзаменационный вопрос, здесь нет правильных и неправильных ответов. Если дипломник уже работает в этой компании или это компания папы, все равно. Казалось бы, можно расслабиться и рассказать о себе. Но в ответе на этот вопрос рекомендовал бы «пользуясь случаем» рассказать о ваших личных достижениях, связанных с будущей профессией. Таким образом, отвечая на «личный» вопрос, вы все равно представляете себя и свою работу. Поэтому даже к таким вопросам желательно готовиться заранее.

Пример проигрышного ответа на «безобидный» вопрос.

Вы описали бизнес Х, вы там работаете? Возможно… (смех в зале) Вы, наверное, не расслышали – вы в этой компании работаете? Да.

Если Вы не расслышали вопрос, не стесняйтесь, так и скажите, не расслышали вопрос, попросите повторить погромче.

5. Оригинальность темы

Относительно часто в ВКР рассматриваются фитнес-центры, издательства, розничная и интернет-торговля традиционными товарами. Но иногда среди дипломных работ выделяются очень необычные, оригинальные темы. Понимая, что по таким темам практически нет информации в открытых источниках, члены комиссии по достоинству оценивают смелость и проделанный объем работы.

Примеры неожиданных тем – программа лояльности в музее, интернет-магазин в местах лишения свободы. При выборе такой темы дипломник может подчеркнуть сложность темы и самостоятельность работы.

6. Личное участие в работе над ВКР

Как правило, по проектной части видно, насколько дипломник глубоко в теме и сколько в ней самостоятельных идей и решений. В ряде случаев члены комиссии напрямую спрашивают, «что в этой презентации придумали лично вы?». Или «какие идеи кроме использования соцсетей предложены вами в этой работе». «Каково Ваше участие в разработке этой программы продвижения?».

7. Ляпы или глупости. Интересные идеи или «находки»

Презентация результатов проекта может включать яркие элементы, которые не только оживляют доклад, но и демонстрируют готовность дипломника профессионально отстаивать свои позиции. Например, при описании бизнес-идеи интернет-магазина одежды с нанесением индивидуальных изображений, дипломник в процессе доклада описал позиционирование на примере реальных образцов продукции.

Для развития издательства предложено участие в книжной выставке – аренда 3000 кв. метров (ассортимент при этом составляет 180 позиций). На вопрос дипломник не ответил, что это опечатка или ошибка.

8. Итоговая оценка

На мой взгляд, ключевыми этапами являются содержание, выступление и ответы на вопросы. Наверное, эти оценки имеют наибольший вес при формировании итоговой оценки. Однако дополнительные характеристики помогают более объективно оценить проведенную работу.

Вернуться к списку